Доклад главы Юргинского муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2015 год и их планируемых значениях на 2016 – 2018 годы

 

Общие сведения

Повышение эффективности работы муниципальных органов власти – одна из важнейших задач, стоящих перед нашим районом. Ее актуальность подчеркнута в Указах Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов», выступлениях лидеров партий и общественных организаций.

В процессе работы были учтены изменения в вышеназванный Указ Президента РФ от 14 октября 2012г. № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля 2008г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов» и в перечень, утверждённый этим Указом».

Доклад Главы района также основывается на распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области».

Согласно Устава Юргинского муниципального района, администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области.

Восьмой год оценивается деятельность и работа по утверждённому перечню показателей, характеризующих оценку деятельности местной администрации.

В Докладе приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального района с 2013 года и за отчетный 2015 год, планируемые значения показателей на 2016-2018 годы.

Муниципальное образование «Юргинский муниципальный район» входит в состав Кемеровской области и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи.

Площадь Юргинского района составляет 2,5 тыс. кв. км (2,6 % территории Кемеровской области), в том числе 1,9 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения.

В административно-территориальный состав Юргинского района входят 9 сельских поселений и 63 населенных пункта.

Среднегодовая численность постоянно проживающего населения за 2015г. составила 22141 человек (0,8 % населения Кемеровской области).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный район» с населением 81,3 тыс.человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Экономика района представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории района исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные виды промышленной деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (ООО УК «Энерготранс-Агро»). Остальные отрасли представлены в меньшей степени: пищевая промышленность, строительство, лесное хозяйство, транспорт. Основные направления сельскохозяйственного производства: молочно-мясное животноводство, производство зерновых. Развита торговая сеть. Имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения. Социальная инфраструктура представлена многочисленными учреждениями социального направления.

Численность трудовых ресурсов населения района – 12,3 тыс. человек, что составляет 55,6% от общей численности населения района. Из них заняты в экономике – 5,89 тыс.человек.

 

Экономическое развитие

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального района по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась. Главную позицию в структуре продолжает занимать сельское хозяйство:

- 36 % субъектов осуществляют свою деятельность в сельском хозяйстве, где 83% составляет предпринимательская деятельность в области животноводства;

- 30 % занятых в сфере розничной и оптовой торговли

- в сфере услуг (жилищно-коммунальные, парикмахерские, грузоперевозки, по организации отдыха, консультирование и пр.) – 12,6%

- строительство и деятельность транспорта - 9 %

- производство пищевых продуктов – 4,8 %

- прочие – 7,6%.

По состоянию на 01.01.2016г. число субъектов предпринимательства в районе насчитывалось 552 единицы, фактически на уровне 2015г., где насчитывалось 551 единиц, прирост за год составил всего 0,1%. Большую долю субъектов предпринимательства приходится на индивидуальных предпринимателей, это 83% и 17% составляют малые предприятия. Не смотря на высокую активность населения, о чем свидетельствует количество зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательства в отчетном году - 64 новых (7 юридических лиц и 57 индивидуальных предпринимателей), также отмечается большая тенденция к закрытию собственного бизнеса. Основная причина – это кризисные явления в экономике страны в целом, а также отсутствие стартового капитала на открытие собственного бизнеса.

В рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Юргинском муниципальном районе» четвёртый год администрацией района проводятся конкурсные отборы бизнес-проектов начинающих субъектов предпринимательства на открытие предпринимательства. Так, в 2015 году за счет всех источников финансирования (местный, областной и федеральный бюджеты, внебюджетные источники) на развитие предпринимательства было направлено 30,1 млн. руб., в том числе за счет:

- местного бюджета – 582 тыс.руб.;

- областного бюджета – 900 тыс. руб.;

- федерального бюджета – 3133,3 тыс.руб.;

- внебюджетных источников – 25500 тыс. руб.

Объем финансовой поддержки субъектов предпринимательства в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возрос в 1,6 раз, не смотря на снижение поддержки за счет местного бюджета на 77,5%, общий рост поддержки стал возможным за счет участия муниципальной программы в областном конкурсе муниципальных программ по развитию и поддержке предпринимательства и привлечения за счет этого средств областного и федерального бюджетов.

Согласно мероприятий муниципальной программы по развитию предпринимательства в отчетном году субъектам предпринимательства были оказаны следующие виды финансовой поддержки:

- традиционно – грантовая поддержка начинающим субъектам предпринимательства, срок деятельности которых на момент обращения за поддержкой составляет менее одного года, оказана 3 начинающим субъектам предпринимательства на сумму 845,8 тыс.руб., (в т.ч. местный бюджет - 12,5 тыс.руб.), в том числе двум представителям целевой группы – молодежное предпринимательство.

Новым видом финансовой поддержки субъектов предпринимательства в отчетном году стало предоставление субсидий действующим субъектам предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства за период с 2010 по 2015г. Субсидии получили семь субъектов предпринимательства на сумму более 2,5 млн. руб., в том числе за счет местного бюджета 37,5 тыс.руб.

В рамках государственной программы «Содействие занятости населения Кузбасса» 8-ми жителям района выделены средства на открытие собственного дела.

Кроме того, задачей органов местного самоуправления является помощь начинающим предпринимателям в виде консультаций, оказание содействия в составлении бизнес-планов. Так, на базе МУП «Клиентская служба Юргинского района» функционирует Центр содействия малому и среднему предпринимательству на территории Юргинского района. За 2015 год в Центр за консультативно-информационными услугами обратилось 183 заявителя, с участием Центра в налоговой службе было зарегистрировано 34 субъекта предпринимательской деятельности.

В связи с открытием в ноябре 2015г. Многофункционального центра Юргинского муниципального района муниципальное унитарное предприятие было ликвидировано. Отдельные услуги, предоставляемые Центром, будут в новом году предоставляться многофункциональным центром, а именно – прием пакета документов на конкурсные отборы по поддержке предпринимательства, организуемые администрацией района.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 год составило – 245,2 единиц на 10 000 населения, а за 2015г. их насчитывалось уже 248,1 т.е. наблюдается увеличение граждан, занимающихся малым бизнесом.

Доля среднесписочной численности работников малых предприятий (юр.лиц) в среднесписочной численности всех предприятий и организаций (без внешних совместителей) в 2015г. составила 26,2 % . По сравнению с показателем прошлого года прирост составил 0,7 %.

На плановый период предполагается дальнейший рост числа субъектов малого бизнеса с 249 ед. на 10 тыс.чел. населения в 2016 году до 252,0 в 2018 году. В связи с чем, произойдёт увеличение показателя доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций: в 2016 году – 27%, в 2017г. – 27,5,0%, в 2018г. – 28%.

Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году по полному кругу предприятий составил по оценке составил 648,4 млн.руб. или 59,3% от уровня прошлого года в сопоставимых ценах.

Меры, проводимые в Юргинском муниципальном районе по улучшению инвестиционного климата:

1.Содействие субъектам инвестиционной и производственной деятельности Юргинского муниципального района в разработке инвестиционных предложений, отвечающих приоритетным направлениям инвестиционной политики района:

- выдача грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.

2. Предоставление земельных участков для размещения строительства и сдача в аренду муниципального имущества под различные цели;

3. Размещение на официальном сайте Администрации района информации:

-об объектах недвижимости, выставляемые на торги (конкурс) и предлагаемые к эксплуатации, а также условия их предоставления;

- о свободных объектах, не используемые в настоящее время, но предполагаемые к эксплуатации.

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2016 году планируется освоить 660,0 млн.рублей капитальных вложений или 95,1 % к уровню 2015 г., в 2017 году – 670,3 млн.рублей (96,1% к 2016г.), в 2018 году – 690,2 млн.рублей (97,6% к 2017г.). Бюджетные средства в инвестициях 2015 года составили 24,4 млн.рублей. В дальнейшем, суммы больших изменений не претерпят, ежегодно предполагается из бюджетов всех уровней направлять на основные средства около 22-23-х млн.рублей.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом на 5 процентных пункта и составила 82%. В 2013-2015 годах была проведена большая работа в сельских поселениях по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 12 до 15%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность, в 2016-2018 годах данный показатель постепенно будет увеличиваться и к 2018 году достигнет 87% в общей площади территории Юргинского муниципального района.

Сельскохозяйственное производство остается основной отраслью в экономике района. Основными направлениями в районе являются:

- растениеводство – выращивание зерна и производство кормов,

- животноводство – производство молока и мяса.

Ведущее место по производству мяса, картофеля и овощей в районе занимают личные подсобные хозяйства.

В сельскохозяйственной отрасли в настоящее время на территории района функционируют 9 сельскохозпредприятий, 26 крестьянских фермерских хозяйств, занимающихся земледелием и животноводством, 2270 личных подсобных хозяйства,, которыми за 2015 год произведено валовой продукции на сумму 1798,4 млн. рублей. В землепользовании хозяйств всех форм собственности числится 127 тысяч гектар земель сельскохозяйственного значения, в том числе 85 тысяч гектар пашни.

В 2015 году из 35 крупных и мелких хозяйств 30 сработали рентабельно.

В целом по району получена прибыль в сумме 32,7 млн. руб., рентабельность составила 8,7%. Самая высокая рентабельность в сельхозпредприятиях «Сибирская Нива», «Асаново-Агро», «Новые зори»,«Юргинский Аграрий» и в крестьянском хозяйстве «Арутюнян А.А.». Самая низкая рентабельность на предприятии ООО «Юргинский» - минус 35%.

Поддержка в виде субсидий из областного бюджета агропромышленного комплекса в 2015 году по Юргинскому муниципальному району составила 44,5 млн.руб., в том числе в растениеводстве – 27,8 млн.руб., животноводстве – 14,4 млн. рублей.

По итогам ежегодного областного конкурса среди муниципальных образований в Агропромышленном комплексе Кемеровской области Юргинский муниципальный район занял 2 место, это третья награда района за последние 3 года.

В 2015 году доля прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в их общем числе составила 75 процентов. В 2016 году число крупных и средних прибыльных с/х предприятий, по оценке, составит 9 из 12-ти. В дальнейшем, в 2017-2018 годах на территории района безубыточную производственную деятельность будут осуществлять 10 предприятия из 11-ти.

Район пересекают автомобильные дороги, связывающие его с областным центром городом Кемерово. Протяженность автодорог общего пользования местного значения в районе на конец 2015 года составила 512,6 км, в том числе с твёрдым покрытием 355,4 км, что меньше в сравнении с прошлым годом – на 36 км. (с твердым покрытием – на 39,6 км.).

За счёт выполненных дополнительных замеров в 2015 году и уточнения протяжённости автодорог произошло данное уменьшение. Данные километры находится на обслуживании в АО «Автодор» Юргинский филиал.

На конец отчётного года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям - 12 % в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (в 2014г. – 12,2%).

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории района проводятся работы по приведению в удовлетворительное техническое состояние внутри – межпоселковых автодорог местного значения (ремонт и установка дорожных знаков, устройство искусственного освещения в местах расположения внутрипоселковых дорог, устройство пешеходных дорожек, ремонт дорожного покрытия). В планируемом периоде за счёт проведения капитального и текущего ремонта, показатель будет снижен до 11,8% к 2018 году.

Доля населения Юргинского муниципального района, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и железнодорожного сообщения в общей численности населения, имеет малое значение, менее 1% или 0,2%. В настоящее время в Юргинском муниципальном районе еще есть отдаленные и малочисленные населенные пункты, где нет автобусных маршрутов – а именно 4 деревни и 1 разъезд (Ясная Поляна, Чутовка, Юрманово, Мариновка, Разъезд № 23).

В Юргинском муниципальном районе сохраняются положительные темпы роста заработной платы. За 2015 год среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в районе выросла на 8,6% по сравнению с 2014 годом и составила 21800 рублей, в том числе у работников в:

- муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 17230,9 (рост – 3,5%);

- муниципальных общеобразовательных учреждениях – 23841,6 руб. (рост – 6,2%),

- у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 28309,5 руб. ( рост - 7,1%);

- муниципальных учреждений культуры и искусства – 14386 рублей (увеличение на 5,4%).

Какие меры, проведённые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы, можно перечислить:

- в рамках социального партнёрства - заключение соглашений между администрацией района, сельскими поселениями и работодателями района, где включается пункт по обязательной индексации (увеличении) оплаты труда своим работникам в течении года на 15%. В 2015 году подписано было 53 соглашения , в 2014 году – 51 соглашение;

- проведение оптимизации штатной численности образовательных учреждений, оптимизации сети дошкольных учреждений.

Согласно положения по оплате труда работников бюджетного сектора, 30% фонда направляется на выплаты стимулирующего характера, данные выплаты зависят от достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Критерии в каждой отрасли свои.

Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от платных услуг (учреждения культуры, в сфере социального обслуживания населения).

В сфере образования в целях совершенствования системы оплаты труда с педагогическими работниками образовательных учреждений с 1 июля 2014 года были заключены эффективные контракты, в которых прописаны все показатели эффективности и производительности труда для каждого работника.

Заработная плата педагогических работников складывается из базовой и стимулирующей части. Выплаты стимулирующего характера составляют 30% от фонда оплаты труда. Для всех педагогических работников утверждены конкретных показатели качества и количества оказываемых услуг, которые отражены в оценочных листах. Выплаты стимулирующего характера выплачиваются ежемесячно, а период оценивания определяется образовательными учреждениями самостоятельно (согласно положению об оплате труда). Результаты рейтинга образовательных учреждений так же влияют на оплату труда руководителей – на количество баллов в оценочных листах.

В плановом периоде в 2016-2018 годах увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных учреждений не предусматривается, кроме как работникам учреждений культуры - в 2016 году – рост на 21,7%, в 2017 году – рост на 32,3%, в 2018 году – на 9%.

В соответствии с Указом Президента РФ № 597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено доведение соотношения заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по Кемеровской области – 100% к 2018 году. В 2015 году отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к средней заработной плате по Кемеровской области составило 53,7%. Поэтому, перед органами местного самоуправления стоит задача об исполнение Указа Президента РФ по заработной плате в полном объёме.

У работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций будет наблюдаться рост заработной платы на уровне от 5,4 % в 2016г. до 7% в 2018г.

 

Дошкольное образование

В Юргинском муниципальном районе действуют 8 учреждений дошкольного образования. Кроме того, 11 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников).

За счёт принятых мер ещё в 2012 году ликвидирована очередность детей в дошкольные образовательные учреждения в возрасте от 3 до 7 лет.Численность детей в возрасте 1-6 лет, которые посещают дошкольные образовательные учреждения (детсады, дошкольные отделения при ООУ) в районе в 2015 году насчитывалось 834 человека или 41,8% от всех детей в муниципальном образовании (1993 чел.). На 2016-2018 годы число таких детей будет увеличиваться и в 2018 году составит 890 человек (106,7% к 2015 году).

Стоит отметить, что в 2015 году и по настоящее время в районе проживают 2 семьи, у которых по одному ребёнку, но они не могут быть зачислены в детский сад. Причина – проживают детки в отдалённых населённых пунктах: в д.Чёрный Падун, д.Томилово, где нет дошкольных учреждений. Поэтому, родителям производится выплата (компенсация) из средств местного бюджета.

Из-за чего, показатель «доля детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет» в 2015 году составила 0,1%. В 2017 году данные дети достигнут школьного возраста, поэтому показатель будет равен нулю.

Муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в районе нет.

 

Общее и дополнительное образование

В настоящее время в районе действуют 25 учреждений, из которых – 14 общеобразовательных, 8 дошкольных образовательных, 2 учреждения дополнительного образования детей, 1 детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все образовательные учреждения района имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 14 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

12 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12-часовым пребыванием воспитанников) - МБОУ «Большеямская ООШ имени Сергея Грезина», МБОУ «Новоромановская ООШ», МБОУ «Верх-Тайменская ООШ», МБОУ «Тальская СОШ», МБОУ «Проскоковская СОШ», МБОУ «Мальцевская ООШ», МБОУ «Юргинская СОШ», МБОУ «Арлюкская СОШ», МБОУ «Зимникосвкая ООШ», МБОУ «Попереченская ООШ», МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Елгинская начальная школа- детский сад».

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ. Педагогические коллективы образовательных учреждений из года в год добиваются значительных успехов в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В 2014-2015 учебном году все выпускники 11-х классов на государственной аттестации переступили минимальный порог по основным предметам и получили аттестаты, из них двое обучающихся окончили школу с золотыми медалями, одна выпускница окончила школу с серебреной медалью.

Показателем качественного обучения стали также результаты поступления выпускников в профессиональные учебные заведения. 100% выпускников продолжили образование.

Из 32- х выпускников муниципальных образовательных учреждений в 2016 году 1 учащийся с Арлюкской СОШ запланирован как не получивший аттестат из-за слабых знаний ученика. Рабата педагогов в отношении данного ученика ведётся. На 2017 и 2018 годы число неуспевающих выпускников запланировано по одному.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям в районе – 11 из 14, доля МОУ соответствующих современным требованиям составила 78,6 %. В 2016-2-2018 годах доля этих учреждений будет оставаться также на уровне - 78,6%.

Муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в районе отсутствуют.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2015 год составила 80,0%, что больше 2014 года на 6,4%. Это дети, которые проходят медицинское обследование на предмет состояния здоровья. На последующие три года таких детей будет около 76%.

В целях привлечения к здоровому образу жизни подрастающего поколения во всех дошкольных учреждениях разработаны здоровье-сберегающие технологии, направленные на воспитание валеологической культуры дошкольников.

В образовательных организациях для воспитанников и обучающихся разработано 10-дневное меню, обеспечивающее сбалансированное и здоровое питание (95% горячее питание и буфетная продукция).

со школьниками строится преимущественно в виде бесед, лекций, наглядной агитации, анкетирования, мониторингов, просмотров видео фильмов, и видео роликов, с приглашением медицинских работников в образовательные учреждения.

Тематика самая различная: профилактика заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании, табакокурения, употребления спайсов, здоровый образ жизни, в том числе здоровое питание. Информация размещается в СМИ, на сайтах образовательных организаций.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2015 году составила 184 человека или 9,4% от всех учащихся района, что ненамного больше 2014 года - на 12 человек. В последующих годах таких детей, по прогнозу, немного уменьшится и составит от 8,7% до 9,1%.

Расходы бюджета Юргинского муниципального района на общее образование в расчёте на 1-го обучающегося в 2015 году составили 106 тыс.рублей, что на 6,5 тыс.руб. меньше 2014 года. В последующих годах затраты по расходам будут уменьшаться за счёт проведения оптимизации сети общеобразовательных школ и приведения штатной численности педагогических работников в соответствии с нормативами.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в Юргинском муниципальном районе – 2175 человек. Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 72,5%, что больше 2014 года на 8,2 процентных пункта.

В районе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств.

В детско-юношеском центре действует 64 творческих объединения, в которых занимаются более тысячи детей.

В Детско-юношеской спортивной школе работают 3 отделения, в которых занимается 688 детей. В музыкальной школе обучается 268 детей.

Работа учреждений дополнительного образования помогает детям раскрыться и развить свои творческие способности и таланты.

Много достижений и наград у наших школьников. В муниципальных конкурсах приняли участие 1177 обучающихся. В областных конкурсах приняли участие 124 ребенка, 47 из которых заняли призовые места. За 2015 год медалью «Надежда Кузбасса» награждены 6 школьников.

На последующие 2016-2018 годы данный показатель будет расти и составит 81%.

На плановый период в сфере образования Администрация Юргинского муниципального района ставит перед собой следующие задачи:

-продолжить создание условий для получения доступного качественного общего и дошкольного образования независимо от места жительства детей за счет укрепления базовых образовательных учреждений;

- усилить работу, направленную на здоровье-сбережение подрастающего поколения;

- всем образовательным учреждениям необходимо обеспечивать себя овощами, привлекая к работе на пришкольных участках максимальное количество школьников и педагогов. Получив урожай, учреждения, тем самым, не только смогут обеспечить себя продукцией, но и уменьшить стоимость школьных обедов.

 

Культура

Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

Укрепление роли муниципального образования в экономической и общественной жизни требует разработки определенных мер, направленных на развитие культуры как ресурса социальной стабильности, духовного здоровья нации, экономического роста и национальной безопасности.

В Юргинском районе действует сеть культурно-досуговых учреждений, объединённых в МБУК «МЦКС»: 1 РДК, 1 центр досуга молодёжи, 16 сельских клубов, 14 сельских Домов культуры, 5 автоклубов. Работают централизованная библиотечная система, которая объединяет двадцать библиотек, одна детская школа искусств с пятью местами осуществления образовательной деятельности, одна музыкальная школа и краеведческий музей.

В районе сохраняются и развиваются традиции народного творчества, национальной культуры, четыре коллектива носят звание «народный».

По каждому из направлений культурной политики Юргинского муниципального района за период 2015 года произошли устойчивые изменения.

В результате работы по сохранению культурного наследия, развитию библиотечного дела, культурно-досугового обслуживания населения, поддержку творческой деятельности населения, возросло количество клубных формирований и количество участвующих в них. В районе действует 280 клубных формирования, в которых занимается 3 тысячи 846 человек. Большая часть – это дети и люди пожилого возраста. Проведено культурно-массовых мероприятий в 2015 году - 7753.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа составляет 94,5 %, библиотеками – 57,1 %. Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) – 67 %.

В дальнейшем, в связи с применением новой методики, рекомендованной Департаментом культуры и национальной политики АКО, данный показатель в 2016-2018 годах будет иметь значение – 39,2% .

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,03%. В 2014-2015 годах в Тальском Доме культуры был проведён ремонт. В сельском клубе д. Любаровка также необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории Юргинского муниципального района расположено 76 объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры, представляющих собой здания и сооружения), в том числе:

- 6 объектов федерального значения – памятники археологии;

- 29 объектов регионального значения – памятники архитектуры;

- 41 объект муниципального значения, куда входят – монументальные памятники ( 32 ед.), памятники архитектуры (5 ед.), памятники истории (4 ед.).

Из памятников архитектуры реставрации или консервации требуют три памятника:

1.Жилой дом в с. Проскоково (ул.Центральная, 98);

2.Деревянная церковь 1905 года с характерным для «модерна» декором оконных приёмов и «крылатым» наличниками с хорошо сохранившимися основными объёмами, д.Талая (ул.Школьная);

3.Деревянный жилой дом А.П.Чалдина середины XVIII века с набивным декором оконных проёмов «шашечками» и сохранившейся внутренней планировкой в д.Талая (ул.Береговая, 12), дом перевезён в музей-заповедник «Томская Писаница», но из реестра муниципальных объектов не исключён.

Исходя из вышеизложенного, доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих реставрации или консервации, в 2015г. составила 3,0%. Планируемые значения составят тот же процент, т.к. в бюджете района не предусмотрены финансовые средства на консервацию или реставрацию вышеперечисленных объектов культурного наследия.

 

Физическая культура и спорт

Развитием спорта и физической культуры на селе занимаются 11 штатных тренеров и 2 внештатных работника физической культуры. Количество человек, систематически занимающихся спортом составляет 6745. В районе функционируют 87 объекта спортивных сооружений.

Доля населения в Юргинском муниципальном районе, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с каждым годом увеличивается, в 2014 году она составляла 29,03%, в 2015 году уже 29,8%.

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2016 году – 7000 человек (больше 2015 года на 255 человек), в 2017 году – 7060 человек ( больше на 60 человек), в 2018 году – 7075 человек.

В 2015 году введен новый показатель – «Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся». В школах района систематически занимаются физической культурой и спортом – 513 учащихся ( в 2014г.- 505 учащихся). Учитывая всех учащихся, а именно – 1869 человек, доля составила в отчётном году- 27,4 %.

В 2018 году уровень таких школьников составит 26,7%.

Сегодня большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. Перед спортивной школой района стоит новая задача - подготовка школьников к сдаче федерального комплекса Готов к Труду и Обороне в 2017 году.

Сдача нормативов рассчитана не только на детей, но и на взрослое население. Разъяснительная и подготовительная работа по внедрению комплекса ГТО со взрослым населением проводится уже сейчас.

 

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Одним из главных направлений по Указам Президента и показателям эффективности органов местного самоуправления является сокращение сроков прохождения административных процедур в жилищном строительстве и развитие малоэтажной застройки.

В настоящее время ведется создание подсистемы муниципального уровня ГИС (геоинформационная система) территориального планирования Кемеровской области, реализующей принцип информационной открытости путем размещения в сети Интернет генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений, проектов планировки территории.

По итогам года на территории района введены в эксплуатацию 126 квартир общей площадью - 6,357 тыс.кв.м., что выше уровня прошлого года на 119 кв.м. или на 1,9%.

В 2015 году продолжились мероприятия по реализации Федеральных и региональных программ по обеспечению доступным и комфортным жильём социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области. В апреле 2015 года сданы новые два 8-ми квартирных дома в посёлке Юргинский.

В 2015 году смогла улучшить жилищные условия за счет муниципального жилищного фонда 21 семья. Из выделенных 17-ти квартир:

- 8 квартир получили семьи граждан переселяемые из ветхого, аварийного жилья;

- 8 квартир из специализированного жилого фонда получили дети сироты;

- одна квартира выделена вдове участника ВОВ.

Было дополнительно распределено 4 квартиры:

- две из маневренного фонда: инвалиду первой группы и сироте, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- две квартиры, освободившееся муниципальное жилье: одинокой матери, и многодетной семье.

При этом, очередь на улучшение жилищных условий не только не уменьшается, а с каждым годом растет.

Для всех видов строительства в районе выделяются земельные участки, площадь таких участков, предоставленных для строительства в 2015 году составила – 4,82 гектара в расчете на 10 тыс. человек населения, все они были использованы для жилищного строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 2015 году – не было. На плановый период подобные земельные участки не предусматриваются.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

В 2015 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства проводилась сбалансированная политика оплаты жилья, коммунальных услуг и социальной защиты населения с учетом реального дохода и уровня жизни граждан.

Было обеспеченно нормальное функционирование жилого фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства, своевременное начало отопительного сезона.

В 2015 году фактическое вложение районного бюджета в данную отрасль - 123 млн. рублей, из них всего 7 % были направлены на подготовку объектов ЖКХ к работе в отопительный период, а основная часть - 93 % направлены ресурсоснабжающим организациям на финансирование разницы, возникающей в связи с тем, что тарифы для населения не включают в себя все экономически обоснованные затраты.

В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном районе собственниками помещений были определены следующие способы управления:

- управление товариществом собственников жилья: создано 3 товарищества собственников жилья - «Юргинское», «Попереченское», «Речник» (26домов);

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (77 домов).

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами составила 100 % в числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального района составила все 100%.

Все земельные участки в Юргинском районе, расположенные под многоквартирными домами, стоят на государственном кадастровом учете.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в 2015 г. составила – 11 %. 32 семьи улучшили жилищные условия, а количество нуждающихся на 01.01.2016г. остаётся на уровне – 290 человек.

На предстоящие 3 года доля населения, которым будет предоставлено жильё, будет расти и в 2018 году она составит 12,9%.

 

Организация муниципального управления

В районе сложилась стабильная политическая ситуация, эффективная система взаимодействия между законодательной и исполнительной властями, между администрацией района и поселениями. Деятельность органов местного самоуправления в 2015 году была направлена на реализацию программ и решений по сохранению социально-экономических позиций в районе, снижению напряженности на рынке труда и мобилизации доходов во все уровни бюджетов, обеспечение законности и правопорядка.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета муниципального района (без учёта субвенций) за 2015 год составила – 15,1%, что больше на 3,1 процентных пункта в прошлом 2014 году. В 2015 году в районный бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов на 1629 тыс.руб. больше, чем в 2014 году. Увеличению доходной части бюджета района в 2015 году способствовало привлечение дополнительных неналоговых доходов от использования муниципального имущества и доходов от реализации нерентабельного имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На 1 января 2016 года КУМИ АЮМР заключено 10 договоров купли-продажи муниципального имущества. Реализовано муниципального имущества на сумму 867,2 тыс. руб. Продлен срок действия 22 договоров аренды муниципального имущества, для чего в соответствии с действующим законодательством проведена оценка рыночной стоимости арендной платы по объектам, сдаваемым в аренду. С арендаторами заключены дополнительные соглашения об увеличении арендной платы на 27 тыс. руб. в месяц. Доходы, полученные в виде арендной платы за муниципальное имущество, на 1 января 2016 года составили 2061,0 тыс. руб.

Кроме того, за 2015 год отделом по распоряжению земельными участками КУМИ

заключены 115 договоров аренды земельных участков. Доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 01.01.2016г. составили 17 278,5 тыс. руб., за 2014 год поступило 12 815 тыс. руб.

На 1 января 2016 года заключены 107 договоров купли-продажи земельных участков. Также предоставлено в собственность бесплатно гражданам, относящимся к льготной категории, 73 земельных участка. Доходы от продажи земельных участков за указанный период составили 1 083 тыс. руб.

С целью взыскания задолженности по арендной плате за использование земельных участков ведется претензионно-исковая работа: в 2015 году в отношении должников предъявлено 33 претензий на общую сумму задолженности 2 254 тыс. руб., поступило – 1 433 тыс. руб. На основании решений Арбитражного суда Кемеровской области и выданных исполнительных листов поступило в счет задолженности за предыдущий период 3 600 тыс. руб.

Продолжаются мероприятия по выделению земельных участков в счет земельных долей и оформлению прав в собственность Юргинского района.

В сентябре - октября текущего года были проведены мероприятия по выявлению земель сельскохозяйственного назначения, неиспользуемых по целевому назначению, расположенных на территории Арлюкского сельского поселения, в ходе которых в Управления Россельхознадзора по Кемеровской области были переданы 27 дел для привлечения правообладателей неиспользуемых земельных участков к административной ответственности.

В 2015 году на территории Кемеровской области проводились работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Во исполнение данных мероприятий проведен анализ и проверка 11 690 земельных участков, расположенных в Юргинском муниципальном районе, подлежащих государственной кадастровой оценке. В результате проведенной работы и представления ее в КУГИ Кемеровской области в ноябре текущего года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Вследствие применения с 2016 года новой кадастровой стоимости земель населенных пунктов увеличится налогооблагаемая база и соответственно доходы, полученные в виде арендной платы и земельного налога.

За счёт запланированных дополнительных мероприятий по увеличению налогооблагаемой базы на 2016-2018 годы будут получены дополнительные доходы в местный бюджет, в том числе доходы в виде арендной платы и от продажи выявленных земельных участков. Соответственно, доля в 2016 году увеличится до 24%. В соответствии с п.4 ст.169 Бюджетного Кодекса РФ и Положением о бюджетном процессе в Юргинском муниципальном районе, утверждённым Решением Совета народных депутатов от 29.11.2013г. № 4-НПА, с изменениями от 03.11.2015г., бюджет муниципального района и бюджеты сельских поселений принимается сроком на 1 год. В связи с чем, показатель доли налоговых и неналоговых доходов на 2017-2018 годы не рассчитывается.

Организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства в районе нет.

Не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета муниципального района в 2015 году не зарегистрировано.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального района отсутствует.

Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя в 2015 году составили 1653,5 рублей, что на 76,7 рублей меньше 2014 года. На 2016 год увеличение предусмотрено в пределах 4,5% (1727,8 руб.). На 2017-2018 годы сумма денежных средств не рассчитывается.

Первостепенной по степени комплексности рассматриваемых вопросов и во многом основополагающей для формирования градостроительной деятельности в районе является документ «Схема территориального планирования». Проведённый в 2010 году комплексный анализ территории муниципального образования «Юргинский район» позволили выполнить работу «Схема территориального планирования муниципального образования «Юргинский район» Кемеровской области» в полном соответствии со ст.19 Градостроительного кодекса РФ.

В результате выполненной работы создана пространственная основа для градостроительной деятельности муниципального района. В 2015 году отделом архитектуры выдано градостроительных планов в количестве 71 шт. Выдано разрешений на строительство в количестве 58 шт. Разработаны и утверждены Генеральные планы двух населенных пунктов: с. Верх-Тайменка и п.ст. Юрга 2-я.

Сводный показатель «Удовлетворённость населения деятельностью органов местного самоуправления Юргинского муниципального района» по результатам социологического опроса в 2015 году составил 49,5%, что выше 2014 года на 4,8 процентных пункта. Снижение качества оказания услуг за отчётный год наблюдалось в оказании медицинской помощи – на 18 процентных пункта, в общем образовании – на 3 процентных пункта, в дополнительном образовании детей – на 2 процентных пункта. Все остальные параметры в сферах: ЖКХ, благоустройство, дошкольное образование, культура – превысили уровень показателя 2014 года.

Администрациями района и сельских поселений продуманно и взвешенно строится работа со всеми общественными объединениями, так как главное в отношениях органов районного самоуправления и общественных организаций – своевременный информационный обмен, взаимная заинтересованность, положительный результат.

В каждом сельском поселении района организованы общественные Координационные советы, которые занимаются разъяснительно-организационной работой по привлечению жителей к участию в обеспечении сохранности жилищного фонда и благоустройстве сельских территорий, оказывают помощь в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, в развитии спортивно-массовой работы и проведении досуговых мероприятий.

Традиционными мероприятиями по работе с населением стали встречи населения с главой района, Дни администрации, конкурсы (по благоустройству и озеленению поселков, на лучший двор и т.д.), акции и др.

Определенный вклад в развитие района в 2015 г. внесли политические партии и общественные организации ветеранов, женщин, молодежи, национальные объединения.

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Одной из важнейших задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Юргинском муниципальном районе является реализация муниципальной программы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального района» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годы, которая ежегодно корректируется.

Для достижения целей муниципальной программы проводится:

минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;

внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях отрасли;

установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, стимулирование энергосбережения в жилищно-коммунальной и бюджетной сфере;

замена светильников с лампами ДРЛ-250 на светодиодные мощностью 64 Вт (уличное освещение) по энергосервисным договорам в сельских поселениях.

Одним из путей решения проблемы сокращения затрат на выплату из бюджета компенсации выпадающих доходов является учет и рациональное расходование ресурсов, подаваемых на дом, в квартиру.

За 2015 год более восьмисот потребителей установили индивидуальные приборы учета. Применение повышающих коэффициентов на нормативы потребления коммунальных услуг, которые с 2017 года – дойдут до 1,6 - заставляет население активизироваться с установкой индивидуальных приборов учета.

Так, в многоквартирных домах величина потребления электрической энергии на одного проживающего за 2015 год составила 824,5 кВт час., экономии по сравнению с прошлым годом, к сожалению, не наблюдалось. Величина потребления эл.энергии в муниципальных бюджетных учреждениях за 2015г. составила 184,34 кВт час. на 1 чел. населения, здесь наблюдается даже небольшое снижение потребления на 0,16 кВт час.

Потребление тепловой энергии в отчётном периоде в многоквартирных домах составило 0,43 Гкал. на 1 кв. метр общей площади, что чуть ниже значения прошлого года - 0,44 Гкал. на 1 кв. метр общей площади. Муниципальными бюджетными учреждениями на отопление израсходовано было 0,23 Гкал. на 1 кв.м. общей площади, что немного ниже уровня прошлого года ( на 0,001 Гкал.).

Потребление холодной воды в расчете на 1 проживающего в многоквартирных домах за 2015 год составило 48,6 куб. метров, что ненамного меньше уровня прошлого года – на 0,2.

В муниципальных бюджетных учреждениях данная величина составила 1,468 куб.м. на 1 чел. населения (в 2014г.- 1,459 куб.м. населения).

Потребление горячей воды жителями многоквартирных домов осталось почти на уровне прошлого года - 28,5 куб.м. на 1 проживающего. Потребление горячей воды в муниципальных бюджетных учреждениях составило – 0,978 куб.м. на 1 чел. населения, что также почти на уровне 2014 года.

В целях приведения коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими безопасные и комфортные условия проживания граждан, повышения эффективности использования и сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1125 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в ноябре была принята муниципальная программа ««Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального района» на 2016-2018 годы. Согласно программы, в ближайшие три года будут реализовываться следующие мероприятия:

1) в сфере ЖКХ:

капитальный ремонт котлов на котельных;

капитальный ремонт ветхих тепловых сетей;

капитальный ремонт ветхих водопроводных сетей;

замена светильников с лампами ДРЛ-250 на светодиодные мощностью 64 Вт (уличное освещение) по энергосервисным договорам в сельских поселениях

2) в организациях бюджетной сферы:

установка приборов учета электроэнергии, холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии в муниципальных учреждениях;

ремонт систем отопления горячего и холодного водоснабжения зданий муниципальных учреждений;

повышение тепловой защиты зданий муниципальных учреждений (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков).

3) в жилищном фонде:

установка индивидуальных приборов учета.

Перечисленные мероприятия позволят в дальнейшем сократить потребление энергетических ресурсов и снизить расходы бюджета на их приобретение.

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный район