ДОКЛАД
ГЛАВЫ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления
за 2021 год и их планируемых значениях на трехлетний период

Общие сведения

Сводный доклад главы Юргинского муниципального округа представляет собой аналитическую информацию о деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетный 2021 год и их планируемых значений на 2022 – 2024 годы.

Доклад подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 1317 «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. от 30.06.2021).

Доклад Главы муниципального округа также ежегодно готовится на основании принятого распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.02.2013г. № 138-р «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области» (в ред. от 24.12.2018 № 677-р).

Источниками информации для оценки эффективности являются статистические данные, аналитические материалы органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа, согласованные показатели эффективности за отчетный год и на плановый период с Министерствами и Департаментами Правительства Кемеровской области - Кузбасса, профильными Министерствами Кузбасса, результаты социологического опроса населения в Кузбассе за 2019 - 2021 годы по Юргинскому муниципальному округу.

Согласно Устава Юргинского муниципального округа, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области-Кузбасса.

В таблице Доклада приведены значения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа за отчетные 2019-2021 годы и планируемые их значения на 2022-2024 годы.

Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Предметом анализа являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

1) Экономическое развитие;

2) Дошкольное образование;

3) Общее и дополнительное образование;

4) Культура;

5) Физическая культура и спорт;

6) Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

7) Жилищно-коммунальное хозяйство;

8) Организация муниципального управления;

9) Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Муниципальное образование Юргинский муниципальный округ входит в состав Кемеровской области - Кузбасса и расположен в ее северо-западной части, на левом берегу реки Томи. Площадь Юргинского муниципального округа составляет 2,474 тыс. кв. км (2,6 % территории Кузбасса), в том числе 1,57 тыс. кв. км. – земли сельскохозяйственного назначения.

С 1 января 2006 года в административно-территориальном составе района находились 9 сельских поселений, 63 населенных пункта. На основании Закона Кемеровской области – Кузбасса от 05.08.2019 № 68-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований» Юргинский муниципальный район преобразован в Юргинский муниципальный округ, путем объединения девяти сельских поселений, входивших в состав Юргинского муниципального района.

С января 2020 года произошла ликвидация сельских администраций, упразднены и сельские поселения.

Численность постоянно проживающего населения на 01 января 2022 года составила 19744 человека (0,76 % населения Кузбасса).

Городской округ «Юрга» является центром муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» с населением 79,7 тыс. человек, расположенный в 117 км от областного центра.

Количество предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории муниципального округа на 01.01.2022г. (по данным статистического регистра хозяйствующих субъектов) - 376 единиц.

Экономика муниципального округа представлена различными сферами хозяйственной деятельности.

На территории муниципального образования исторически сложилось и развивается сельскохозяйственное производство. Основные направления: молочно-мясное животноводство, производство зерновых.

Основные виды промышленной деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, а также водоснабжение.

Остальные виды экономической деятельности представлены в меньшей степени: производство пищевой продукции, строительство, лесное хозяйство, транспорт.

На потребительском рынке развита торговая сеть. В небольшом количестве имеются предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения.

Социальная инфраструктура представлена учреждениями здравоохранения, дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры, спорта, социального обслуживания населения.

Численность трудовых ресурсов населения муниципального округа – 10,208 тыс. человек, что составляет 51,7% от общей численности населения муниципального округа. Из них заняты в экономике – 4,785 тыс. человек.

Экономическое развитие

Существенный вклад в экономику округа вносят субъекты малого предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса строят свою деятельность, исходя из потребности местного рынка, предоставляют новые рабочие места населению и являются одним из источников пополнения местного бюджета.

Структура сфер деятельности малого бизнеса Юргинского муниципального округа по сравнению с предыдущими годами значительно не изменилась.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Кузбассу на начало 2022 года число субъектов предпринимательства (юридических и физических лиц) в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 308 единиц, в том числе малых предприятий – 48 единиц, индивидуальных предпринимателей – 260 единиц.

В настоящее время численность работающих в сфере предпринимательства насчитывает 1,36 тысяч человек, что составляет 36 % от численности занятых в экономике муниципального округа. Таким образом, каждый третий работник Юргинского муниципального округа в настоящее время занят в секторе малого бизнеса.

С 2020 года появилась новая категория налогоплательщиков – самозанятые, и в первую очередь статус самозанятого имеют физические лица – граждане, которые применяют специальный режим "Налог на профессиональный доход".

На 01 января 2022 года в качестве самозанятых зарегистрировано на территории МО 208 налогоплательщиков.

В 2021 году поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Кузбасса осуществляется по трем региональным проектам в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

-«Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»,

-«Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»,

-«Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Администрация Юргинского муниципального округа проводит разъяснительную и информационную работу с субъектами малого бизнеса с целью получения ими услуг в региональных организациях инфраструктуры поддержки предпринимательства.

На сайте администрации для категории «самозанятые» разработан информационный раздел «Развитие самозанятых граждан»,где размещены комплекс мер поддержи данной категории.

Ведется работа по вовлечению населения округа в бизнес, реализация образовательных программ онлайн, в том числе для действующих предпринимателей, школьников, лиц в возрасте до 30 лет и старше 45 лет, безработных, инвалидов, выпускников и воспитанников детских домов и иных категорий граждан, желающих организовать свой бизнес.

Для предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса организована совместная работа с Комитетом по управлению муниципальным имуществом. Утвержден перечень имущества, предназначенного для передачи во владение субъектам МСП. Данная информация размещена на сайте администрации Юргинского муниципального округа.

Согласно реестра СМСП, за 2021 год в Юргинском муниципальном округе насчитывалось 308 субъектов, что на 8 единиц больше 2020 года. Соответственно произошло увеличение показателей на 10 тысяч человек населения. Также значение показателя в 2021 году увеличилось за счет снижения общего числа жителей округа.

Эффективность деятельности муниципального образования в 2021 году в сфере развития малого предпринимательства представлены следующими показателями:

- фактическое число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. чел. населения составило в отчетном 2021 году - 138,2 человека (за 2020 год – 122,2 человек на 10 тыс. чел. населения);

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2021г. составила 22,5 %, а в 2020 г. – 22,2%.

Приоритеты развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального округа в предстоящие годы будут определяться в рамках реализации Национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» В плановом периоде 2022-2024 годов основными направлениями станут:

- организация и проведение мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности (участие в выставках-ярмарках, конкурсах (местного и областного характера), конференциях, совещаниях, рабочих встречах, круглых столах (с главой муниципального округа) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в образовательных проектах (как для начинающих предпринимателей и физических лиц, которые имеют свои бизнес-идеи, но не знают, как начать их реализовывать, так и на выявление жизнеспособной бизнес-идеи для действующих предпринимателей);

- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства через оповещение и размещение информации о мерах поддержки (имущественной, консультационной, финансовой и образовательной) для субъектов малого и среднего предпринимательства в районной газете «Юргинские ведомости», на официальном сайте администрации Юргинского муниципального округа (отдельная вкладка «Предпринимательство», а также в мессенджере ватсап группы «Предприниматели ЮМО»);

- проблемы кадров (продавцов, кассиров, грузчиков, водителей и т.д.) в торговых объектах (магазинах) решать при взаимодействии с ГКУ «Центр занятости населения г. Юрги» (своевременно предоставлять имеющиеся вакансии рабочих мест для базы данных);

- активизация работы с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство по их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Привлечение инвестиций является важнейшим условием стабильного функционирования и развития экономики муниципального округа.

Объем инвестиций в основной капитал в 2021 году по полному кругу предприятий составил 1686,1 млн. руб., индекс физического объема - 100,7% к 2020 году.

Инвестиции за счет бюджетных средств в 2021 году составили 801,624 млн. руб., что на 382,9 млн. рублей меньше уровня 2020 года. В отчетном году была продолжена реконструкция федеральной автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" на участке км.149 +700 - км.158 +200 (участок находится на территории Юргинского муниципального округа). По Федеральной адресной инвестиционной программе России (ФАИП) освоено в 2021 году 801,59 млн. руб., планируется в 2022 году – 793,8 млн. руб. (окончание реконструкции и сдача объекта).

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности предприятий и организаций являются расширение существующего производства, интенсификация и модернизация производства. Основной формой инвестиций в основной капитал выступают средства, направленные на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, главным образом, за счет собственных средств.

Юргинский муниципальный округ имеет достаточный инвестиционный потенциал:

- на территории округа имеются свободные земли, которые могут быть предложены потенциальным инвесторам;

- органы местного самоуправления оказывают всестороннее содействие в реализации инвестиционных проектов (сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»).

Предприятиями и организациями всех форм собственности в 2022 году планируется освоить 1410,54 млн. рублей капитальных вложений или 79,6 % к уровню 2021г., в 2023 году – 610,435 млн. рублей (41,3% к 2022г.), в 2024 году – 665,07 млн. рублей (104,4% к 2023г.).

В 2022 году инвестиционные вложения будут наблюдаться по следующим направлениям:

- продолжение реконструкции федеральной автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" на сумму 793,8 млн. руб.;

- строительство 2-х многоквартирных домов в п.ст.Юрга-2, общий объем затрат составит около 140 млн. рублей;

- сельхозпредприятиями запланировано приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму около 40 млн. руб., реконструкция коровника на 200 голов в ООО «Экомол»;

- на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и поддержку ЖКХ планируется потратить около 37 млн. рублей в 2022 году, около 25-ти в 2023 году, около 37-ми в 2024 году.

В социальной сфере на 2022 год (финансирование из бюджетных источников):

- образование - в рамках реализации национального проекта «Образование» Федерального проекта «Современная школа» на базе 3-х образовательных организаций Юргинского муниципального округа будут созданы центры образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста». На проведение ремонтных работ и закупку новой мебели, в целях создания центров выделены лимиты бюджетных обязательстве в сумме 3450 тыс. рублей из средств бюджета Юргинского муниципального округа.

- культура - в рамках регионального проекта «Культурная среда» планируется создание модельной библиотеки в д.Новороманово (ул.Центральная, 46-а) – это относительно новый формат взаимодействия библиотеки и читателя, расширяющий возможности классического читального зала. Финансирование предполагается из средств федерального бюджета – 5,0 млн. рублей.

- здравоохранение - приобретение 9 единиц электрокардиографов для ФАП; строительство и дооснащение ФАП; обновление автопарка для повышения качества и доступности медицинской помощи – 6 единиц.

В дальнейшем, суммы выделяемых средств из бюджета на инвестиции составят с 930,0 млн. руб. в 2022 году до 56,94 млн. руб. в 2024 году.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в 2021 году увеличилась по сравнению с 2020 годом на 0,5 процентных пункта и составила 88,1%.

В 2021 году на территории муниципального образования была продолжена работа по оформлению земельных участков в собственность. Земельный налог является одним из значимых налогов, относится к собственным доходам местных бюджетов и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 14 до 18%. Поэтому, работа в данном направлении будет продолжена и за счёт дальнейшего приобретения и оформления гражданами, а также юридическими лицами земель в собственность. В 2022-2024 годах данный показатель увеличится и к 2024 году достигнет значения – 88,3% от общей площади территории Юргинского муниципального округа.

Приоритетным направлением экономики Юргинского муниципального округа является развитие агропромышленного комплекса.

На территории Юргинского муниципального округа осуществляют деятельность 46 сельхозтоваропроизводителей разных форм собственности: 11 сельскохозяйственных предприятий, 35 крестьянских (фермерских) хозяйств и 1152 личных подсобных хозяйства.

В землепользовании в хозяйствах всех форм собственности числится 128 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного значения, в том числе 87 тысяч га пашни.

Анализируя финансовые показатели хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, следует отметить, что по итогам работы за 2021 год в целом от сельскохозяйственного производства получена прибыль до налогообложения в сумме 993,046 млн. рублей (в 2020 году прибыль составляла 197,181 млн. рублей).

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций составил в отчетном 2021 году 100%, т.е. все 8 крупных хозяйств округа являются прибыльными.

В 2022 году на территории муниципального округа планируется, что безубыточную производственную деятельность, в случае сохранения объема производства и количества сельхозпредприятий, будут осуществлять семь действующих предприятий, в 2023 – 2024 годах – также семь сельхозпредприятий.

Основными задачами в сельскохозяйственной отрасли на 2022-2024 годы являются:

- в растениеводстве: к 2024 году планируется увеличить посевную площадь на 7,2 тыс. га за счет ввода в оборот неиспользуемых земель сельхозназначений. Валовое производство зерна в весе после доработки планируется увеличить и получить 97 тысяч тонн;

-увеличение посевных площадей на 7,2 тыс. га за счет введения в оборот брошенных земель и невостребованных паев для выращивания технических, зерновых и зернобобовых культур;

-повышение плодородия сельскохозяйственных угодий (внесение органических минеральных удобрений).

- в животноводстве: к 2024 году планируется увеличить производство мяса на убой в живом весе во всех категориях хозяйств до 2,5 тыс. тонн, увеличить производство молока во всех категориях хозяйств до 23,8 тыс. тонн. Новым открывшимся кооперативом «Проскоковский» планируется ежегодно закупать около трехсот тонн молока у населения;

-реконструкция коровника на 200 голов (ООО «Экомол»);

-участие в конкурсах по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм, на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.

Немаловажным для населения муниципального округа является обеспеченность автомобильными дорогами, их состояние.

Сложившаяся сеть дорог определяет особые задачи и предъявляет серьезные требования к обеспечению безопасности дорожного движения, техническому состоянию и благоустройству дорог.

Следует отметить, что выделяемых финансовых средств из бюджетов всех уровней не достаточно, чтобы производить капитальный ремонт дорог местного значения с твердым покрытием. Выделяемые финансовые средства расходуются, в основном, на текущие ремонтные работы и содержание дорог.

На территории Юргинского муниципального округа на начало 2022 года протяженность автомобильных дорог составила 512,6 км. и за год не изменилась. Из них с твердым покрытием – 355,4 км. (69,3%), в том числе с усовершенствованным покрытием 211,8 км..

В 2021 году проведен ямочный ремонт внутррипоселковых дорого площадью около 3,5 тыс. кв. м. стоимостью 5 млн. рублей за счет средств местного бюджета. В 2022 году будет капитально отремонтирована центральная улица в д. Зимник, затраты составят около 10 млн. рублей.

На конец отчётного 2021 года ещё остаются участки дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям - 16,5%.

В муниципальном образовании также остаются населенные пункты, не имеющие регулярного автобусного или железнодорожного сообщения, где проживает 0,2% жителей от общей численности населения муниципального округа (д.Ясная Поляна, д.Чутовка, д.Юрманово, д.Мариновка, Разъезд № 23). Открывать новые автобусные маршруты в удаленные населенные пункты с минимальной численностью жителей на сегодняшний день не целесообразно.

В Юргинском муниципальном округе сохраняются положительные темпы роста заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по муниципальному округу за 2021 год составила34722 рублей и увеличилась относительно 2020 года на 1303 рубля или на 3,9%.

Размер заработной платы на крупных и средних предприятиях составил 36562 рубля, что на 4,2% больше 2020 года (35072 рублей).

В учреждениях социальной сферы средняя заработная плата по итогам 2021 года сложилась:

- муниципальных дошкольных образовательных учреждениях – 30837,2 руб. (рост 12,1% к 2020г.);

- муниципальных общеобразовательных учреждениях – 31742,45 руб. (рост 1,1% к 2020г.);

- у учителей муниципальных общеобразовательных учреждений – 38257,4 руб. (снижение на 2,8% к 2020г., причина уменьшения – изменение методики расчета педагогическим работникам);

- у работников муниципальных учреждений культуры и искусства - 40016 руб. (снижение на 4,3% к 2020г., причина уменьшения – изменение методики расчета работникам культуры);

- у работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта – 37802 руб. (рост – 4,6% к 2020г.).

Меры, проводимые на муниципальном уровне по увеличению заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 2021 году:

1. На основании п.3 постановления Правительства КО-Кузбасса от 30.11.2021 №719 «Об увеличении фондов оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области – Кузбасса» согласно нормативным актам администрации Юргинского МО всем работникам муниципальных учреждений и работникам органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа с 01.12.2021 увеличены фонды оплаты труда на 8,6%.

2.Дополнительно на выплаты стимулирующего характера направляются средства от оказания платных услуг (учреждения культуры, образования, в сфере социального обслуживания населения).

В 2022 году всем работникам бюджетной сферы планируется внеплановая индексация оплаты труда согласно принятому решению Президентом РФ В.В. Путиным из-за ухудшения экономической обстановки в стране и введения санкций Запада.

В целом по муниципальному округу, среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций будет расти и к концу 2024 года достигнет 44200 рублей (рост к 2021г. – 20,9%).

Дошкольное образование

На 01 января 2022 года на территории муниципального округа функционировало 17 образовательных организаций, из них - 13 общеобразовательных школ, 1 - детский дом, 2 - учреждения дополнительного образования, 1 оздоровительный лагерь.

Все 13 школ реализуют программы дошкольного образования (с 10-12 часовым пребыванием воспитанников).

20 дошкольных отделений посещают 462 воспитанника (в 2020 году - 562 чел.). Охват дошкольным образованием составляет 42,2% (в 2020г. - 44,5%). Одной из причин снижения доли посещаемости детей является снижение числа детей в возрасте 1-6 лет, проживающих на территории округа.

В последующие три года предполагается, что число детей, посещающих детские сады, будет снижаться с 360-ти детей в 2022 году до 330 детей в 2024 году или 42,9%

от общей численности детей в муниципальном округе.

Детей в возрасте 1-6 лет, стоящих на учёте для определения в муниципальные дошкольные учреждения округа в 2021 году - нет. В дальнейшем, ситуация не изменится.

Муниципальные дошкольные образовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в муниципальном округе отсутствуют.

Общее и дополнительное образование

Система образования Юргинского муниципального округа направлена на обеспечение доступности качественного образования для каждого ребенка независимого от места его проживания, состояния здоровья и социального положения семьи.

Приоритетом является создание современной образовательной среды для кузбасских школьников.

Все образовательные учреждения имеют лицензии на право осуществления образовательной деятельности и аккредитацию. 13 образовательных учреждений имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Одним из показателей эффективности предоставляемых образовательных услуг является качество знаний выпускников школ.

В 2020-2021 учебном году 3 выпускника 11-х классов не прошли государственную аттестацию и не получили аттестаты о среднем (полном) образовании (Искитимская СОШ – 1 чел, Арлюкская СОШ – 1 чел., Зеледеевская СОШ). Эти дети поступали в средние учебные заведения с аттестатами окончания 9-ти классов.

Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, которые соответствуют современным требованиям в муниципальном округе – все 13, поэтому доля учреждений, соответствующих современным требованиям в 2021 году составила 100 %. Соответственно, в 2022-2024 годах все муниципальные общеобразовательные учреждения будут соответствовать современным требованиям.

В Юргинском муниципальном округе присутствуют общеобразовательные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта – их 4 – в Новоромановской, Арлюкской, Проскоковской, Юргинской общеобразовательных школах необходимо проведение капитального ремонта. В 2022 году будет проведен капитальный ремонт МБОУ «Новоромановская ООШ». К 2024 году останутся две школы, которым будет необходим ремонт.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях за отчётный 2021 год составила 47,8% , что меньше 2020 года на 23,2 процентных пункта.

Снижение данного показателя объясняется рядом объективных причин:

- наличие заболевания у детей на момент поступления в школу;

- низкокалорийное питание в семьях с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума);

- неблагоприятный психологический и моральный климат в малообеспеченных, неполных семьях.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников в последующие годы необходимо:

- организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности;

-организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни;

-разработка оздоровительных мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки, нарушения зрения;

-профилактика алкоголизма, наркомании;

- организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований;

- разработка здоровье - сберегающих программ, проведение Дней здоровья.

В 2022-2024 годах, предположительно, показатель будет немного расти и в 2024 году достигнет значения 75%.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в 2021 году составила 202 человека или 10,3% от всех учащихся округа, что на 9 детей больше 2020 года. Данная проблема еще остается в Искитимской СОШ, где часть учащихся посещает вторую смену.

В последующие годы количество детей, посещающих школу во вторую смену, останется без изменений.

Расходы бюджета Юргинского муниципального округа на общее образование в расчёте на одного обучающегося в 2021 году составили 32,4 тыс. руб. против 28,4 тыс. рублей в 2020 году. При расчете показателя учитываются только расходы местного бюджета без учета общеобразовательной субвенции, поступающей из областного бюджета.

В 2022-2024 годах, по оценке, расходы на одного учащегося будут оставаться на уровне 32,4 тыс. рублей.

Дополнительное образование детей в настоящий момент является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования.

Детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в Юргинском муниципальном округе насчитывает 2067 человек (в 2020г. - 2238 человек). Доля в общей численности детей данной возрастной группы за отчётный период составила 60,8%, что меньше на 2,3 процентных пункта прошлого года. Причиной снижения является уменьшение детей в возрасте 5-18 лет в муниципальном образовании.

Для организации досуговой занятости детей и подростков в Юргинском муниципальном округе функционируют спортивная школа, детско-юношеский центр, музыкальная школа и школы искусств. Воспитанники детских учреждений принимают активное участие в региональном и всероссийском конкурсном движении.

В 2021 году по проекту «Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программа всех направленностей» по состоянию на 01 января 2022 года приобретено новое оборудование на сумму 2095,0 тыс. рублей. Созданы новые места на базе образовательных организаций ЮМО:

-МБУ «Детско-юношеская спортивная школа» на сумму 220 тыс. руб.;

-МБОУ ДО «Детско-юношеский Центр» на сумму 375 тыс. руб.;

-МБОУ «Арлюкская средняя общеобразовательная школа» на сумму 750 тыс. руб.;

-МБОУ «Искитимская средняя общеобразовательная школа» на сумму 750 тыс.руб..

В дальнейшем, доля детей в возрасте 5 -18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных бюджетных организациях будет оставаться на уровне от 60,8%.

Культура

 

Культура в Юргинском муниципальном округе является важнейшей составляющей качества жизни населения и призвана удовлетворять его запросы для творческого развития и организации культурного досуга. Потребность в самореализации, развитие творческих способностей, проведение досуга граждан обеспечивается за счет учреждений культуры.

В текущем году самым значимым событием стало участие Тальского сельского дома культуры в федеральном партийном проекте «Культура малой Родины». Общая сумма средств из разных источников финансирования составила
2,6 млн. рублей. Установлено световое и звуковое оборудование, новые кресла, изготовлена одежда сцены, а также приобретены новые сценические костюмы для творческих коллективов. За счет средств муниципального бюджета в размере 1,3 млн. рублей выполнен ремонт концертного зала, ремонт помещений, лестничного пролета на второй этаж. За счет собственных средств учреждения в сумме 284,5 тыс. рублей приобретены стройматериалы для ремонта, карнизы, шторы, светильники.

В 2021 году коллективы приняли участие в 30 всероссийских, региональных и межрегиональных конкурсах, по результатам которых 26 коллективов стали Лауреатами конкурсов.

При клубных учреждениях функционирует 17 волонтерских отрядов и 23 молодежных объединений с общей численностью 500 человек, при библиотеках 19 патриотических клубов в них 164 волонтера. Участники объединений оказывают волонтерскую помощь в сфере культуры, населению, участвуют в патриотических и других акциях.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа в 2021 году, как и в предыдущем, составил 103%,библиотеками – 100% .

В дальнейшем, данные показатели в 2022 -20243 годах будут иметь такие же значения – 103% и 100% соответственно.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры – 3,4%, что на уровне прошлого года. В сельском клубе деревни Любаровка необходимо проведение капитального ремонта.

В настоящее время на территории муниципального округа расположено 4 объекта культурного наследия, техническое состояние которых устанавливается на основе акта, выполненного специалистами в области сохранения объектов культурного наследия:

- Братская могила расстрелянных колчаковцами в Гражданскую войну в п.Арлюк;

- место боя красногвардецев с белочехами в п.ст.Арлюк;

- место захоронения репрессивных Арлюкского лаготделения Сиблага в п.Линейный;

- памятник героям Гражданской войны в п.Юргинский.

Все эти объекты находятся в муниципальной собственности и имеют отличное состояние.

Приоритетные направления, задачи, которые необходимо решать в сфере культуры и основные мероприятия, намеченные и запланированные на 2022 год:

- в рамках реализации Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», планируется проведение текущего ремонта в Центре досуга молодёжи в п.ст.Юрга-2, приобретение светового и звукового оборудования, обновление мебели и сцены;

- проведение капитального ремонта здания детской музыкальной школы в п. Юргинский;

- дополнительное включение учреждений культуры в проект для молодёжи от 14 до 22 лет «Пушкинская карта»;

- создание модельной библиотеки в д. Новороманово – это относительно новый формат взаимодействия библиотеки и читателя, расширяющий возможности классического читального зала.

Физическая культура и спорт

Развитие физической культуры и спорта направлено на организацию разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения. Важнейшим звеном в физическом воспитании населения является спортивно - массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Ежегодно в муниципальном округе проводятся спортивно-массовые мероприятия различных направлений.

Численность занимающегося населения физкультурой и спортом в Юргинском муниципальном округе в 2021 году составила 6843 человека, что на 2309 человека больше чем в 2020 году. В муниципальном округе функционируют 66 объектов спортивных сооружений, где население имеет возможность заниматься различными видами спорта.

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2021 году составила 36,1%, что выше 2020 года на 12,3 процентных пункта. В течение года жители округа приняли участие более чем в 50 различных спортивных мероприятиях: «Лыжня России», турнир по волейболу памяти В. Романовича, турнир по волейболу на приз Главы ЮМО, соревнования ко Дню Победы, велопробеги, мероприятия ко Дню физкультурника и т.д. Команда Юргинского муниципального округа завоевала 3-е место в летних сельских играх по волейболу.

В зимний период на территории округа функционирует 3 катка и 5 лыжных трасс.

В дальнейшем, число лиц, занимающихся спортом, будет расти, предположительно в 2022 году – 8322 человека (больше 2021 года на 1479 человек (121,6%), в 2023 году – 8984 человека (больше на 662 человека предыдущего года (108%)), в 2024 году – 9936 человек (больше на 952 человека предыдущего года (110,6%)).

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся в 2021 году составила 65,3%. Рост показателя в сравнении с 2020 годом на 0,5 процентных пункта объясняется уменьшением численности населения муниципального образования в возрасте до 18 лет за год на 78 человек.

В дальнейшем, доля обучающихся занимающихся спортом в Юргинском муниципальном округе будет расти в пределах одного процентного пункта.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Одним из приоритетов жилищной политики Юргинского муниципального округа является обеспечение доступности и комфортности жилья для населения.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя муниципального округа в 2021 году составила 29,04 кв. м., что больше уровня 2020 года на 0,74 кв.м..

В 2021 году строительство нового жилья осуществлялось только индивидуальными застройщиками, а улучшение жилищных условий социальным категориям граждан за счет приобретения жилья на вторичном рынке.

На территории округа введено в эксплуатацию 4,935 тыс.кв. м. общей площади, что больше 2020 года на 55,9%. Всего построено 63 индивидуальных жилых домов.

В очереди на улучшение жилищных условий в ЮМО по состоянию на 01 января 2022 года состоит 334 семьи (на 01.01.2021г. – 410 семей), в том числе 172 детей-сирот.

За 2021 год улучшили жилищные условия 6 семей, из них четверо детей-сирот получили жилые помещения из муниципального жилого фонда, одна молодая семья за счет предоставления социальной выплаты, одна семья – по социальному найму.

Предоставлены 4 квартиры из служебного фонда: 2 квартиры работникам здравоохранения, 2 – работникам образования.

В рамках национального проекта "Жилье и городская среда" на территории округа реализуется программа "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Переселение граждан проводится в рамках нацпроекта за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и за счет бюджетных средств Кемеровской области - Кузбасса.

На начало 2022 года являются действующими 107 уведомлений о планируемом строительстве. Архитектурным отделом АЮМО проводится инвентаризация выданных уведомлений с целью выявления построенных объектов и не поставленных на кадастровый учет.

В целях увеличения площади ввода жилья на 2022 и последующие годы:

- в с. Верх-Тайменка сформированы и подготовлены для предоставления гражданам 41 земельный участок;

- утвержден генеральный план д. Зимник, в котором предусмотрено расширение границ и увеличение жилой зоны населенного пункта на 66,5 га;

- для строительства жилого МКД сформирован земельный участок в п.ст. Юрга-2 по ул. Новая, 8-б для размещения еще одного многоквартирного дома.

Формирование и предоставление земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создание стимула для дальнейшего развития экономики территории.

Общая площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в расчете на 10 тыс. населения в 2021 году составила 2,42 гектаров, что больше предыдущего года на 0,86 гектаров. Все они были предоставлены для жилищного строительства, индивидуального строительства и комплексного освоения.

В 2022-2024 годах площадь земельных участков будет варьироваться на уровне от 2,44 до 2,47 гектаров, все они предполагаются для предоставления индивидуального жилищного строительства.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию для объектов жилищного строительства в течение трёх лет в 20210 году – не было. На плановый период такие земельные участки не предусматриваются.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Постоянного внимания и максимальной степени ответственности требует от местной власти исполнение полномочий, связанных с созданием условий для предоставления качественных услуг населению в области жилищно-коммунального хозяйства.

Поддержание надлежащего санитарно-технического состояния жилищ, коммуникаций и объектов коммунального назначения, обеспечение населения жизненно важными услугами - электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением является первостепенной задачей администрации муниципального округа.

Общая площадь жилищного фонда муниципального образования по состоянию на 01 января 2021 года составила 568,3 тыс. кв. м, в том числе 4153 жилых домов (индивидуальных) общей площадью 263,8 тыс. кв. м, многоквартирных домов – 102 общей площадью 158,7 тыс. кв. м. Домов блокированной застройки – 4124 единиц общей площадью 145,8 тыс. кв. м.

В целях эффективного управления многоквартирными домами в Юргинском муниципальном округе во всех домах собственниками жилых помещений реализован способ управления, что составляет 100%. В настоящее время определены следующие способы управления:

- собственниками жилья МКД в п.ст.Юрга-2 по ул. Новая, ул. Школьная, ул. Заводская выбрана управляющая компания ООО «Жилстрой» – 17 домов;

- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме – 85 домов.

В рамках региональной программы капитального ремонта на 2014-2043 годы в Юргинском муниципальном округе включены 98 многоквартирных домов. По данной программе в 2020-2021 годах полностью проведен капитальный ремонт одного дома в с. Поперечное, ул. Школьная, 3.

Особенностью жилищного фонда в Юргинском муниципальном округе является высокая доля индивидуального жилья – 46,4%. В собственности граждан находится 539,4 тыс.кв.м. или 94,9%, муниципальный жилищный фонд составляет – 28,9 тыс.кв.м. (5,1%), специализированный – 2,03 тыс. кв. м.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электро-снабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) муниципального района в уставном капитале которых составляет не более 25%, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Юргинского муниципального округа составила все 100%.

На государственный кадастровый учет в Юргинском муниципальном округе поставлено 100 процентов земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2021 году в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила 2,93% против 1,8% в 2020 году.

Далее планируется увеличение числа граждан, которым будут улучшены жилищные условия, их доля в 2022 году составит 5,7%, в 2023 -2024 годах – по 5%.

Организация муниципального управления

В 2021 году бюджетная и налоговая политика муниципального округа была направлена на сохранение и развитие доходного потенциала, повышение эффективности бюджетных расходов и предоставление муниципальных услуг, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости муниципального бюджета, совершенствование межбюджетных отношений.

В Юргинском муниципальном округе сохраняется высокая зависимость бюджета от межбюджетных трансфертов из областного бюджета. Доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах бюджета Юргинского муниципального округа в 2021 году составила 84,5% (в 2020г. - 86,4%).

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объёме собственных доходов бюджета Юргинского муниципального округа (без учёта субвенций) за 2021 год составила – 17,1%, что больше на 6,9 процентных пункта по сравнению с прошлым годом.

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2022 году планируется на уровне 15,1%, что меньше 2021 года в основном за счет того, что в ноябре 2021 года в бюджет Юргинского муниципального округа по коду доходов бюджетной классификации 1 13 02994 14 0003 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных округов (возврат дебиторской задолженности прошлых лет)» поступила восстановленная дебиторская задолженность прошлых лет (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) в сумме 11 409 405 руб., предназначенная для возврата в областной бюджет.

В 2023-2024 годах доля налоговых и неналоговых доходов прогнозируется на уровне 21,0-17,7%% за счет увеличения поступления собственных налоговых и неналоговых доходов.

Общие расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления за 2021 год составили 67739,2 тыс.руб. или 3399,2 рублей в расчете на одного жителя (в 2020г. – 2957,6 рублей).

В 2022-2024 годах предполагается увеличение расходов с 3983,8 рублей до 4036,9 рублей на одного жителя, в основном за счет уменьшения численности жителей муниципального округа в плановом периоде.

На территории муниципального округа нет предприятий-банкротов муниципальной формы собственности.

Плановые сроки ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства соблюдаются.

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) в муниципальных учреждениях Юргинского муниципального округа отсутствует.

Схема территориального планирования муниципального образования в соответствии со ст.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации была разработана и утверждена решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.06.2010 № 17-НПА. В связи с преобразованием муниципальных образований Кемеровской области, входящих в состав муниципальных районов, в муниципальные округа (Закон Кемеровской области - Кузбасса от 05 августа 2019 № 68-ОЗ
«О преобразовании муниципальных образований») с 01 января 2020 года возникла необходимость разработки новой градостроительной документации Юргинского муниципального округа.

В 2020-2021 годах финансирование на разработку нового генерального плана Юргинского муниципального округа не производилось. В 2022 году планируется разработка генерального плана Юргинского муниципального округа, денежные средства в сумме 5,2 млн.рублей заложены в бюджете ЮМО. Без разработки нового генерального плана практически нельзя осуществлять градостроительную деятельность, а также наращивать темпы жилищного строительства и инвестиций.

Разработка градостроительной документации Юргинского муниципального округа должна обеспечить возможность:

-установления территориальных потребностей для уточнения границ населенных пунктов;

-создания юридической базы для осуществления строительной деятельности;

-правил землепользования и застройки населенных пунктов;

- определения направлений развития и совершенствования планировочной структуры, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур населенных пунктов;

- регулирования процесса отвода земельных участков и продажи (сдачи в аренду) объектов недвижимости с учетом функционального зонирования территорий населенных пунктов.

В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 04.07.2011 № 43-пг «Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности» Департаментом экономического развития Администрации Правительства Кузбасса на основании заключенных контрактов с учреждениями о проведении социологических опросов населения, ежегодно проводится соцопросы, результаты которых направляются в муниципальные образования.

Согласно проведенному опросу, в 2021 году итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района)» в Юргинском муниципальном округе составил 58% (в 2020г. - 53,0%). Из 6-ти сфер деятельности наибольшая оценка отмечена – «удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами» – 75%, наименьшая – «удовлетворенность населения медицинской помощью» - 36%.

Результаты социологического опроса населения
Юргинского муниципального округа за 2020 - 2021 гг.

№ п.п.

Показатели

Процент от числа опрошенных

2020 г.

2021 г.

1

Итоговый показатель «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района, муниципального округа)»

53

58

1.1

Удовлетворенность населения медицинской помощью

35,7

36

1.2

Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг

65,7

68

1.3

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами

50,0

75

1.4

Удовлетворенность населения благоустройством территории

58,6

53

1.5

Удовлетворенность населения информационной открытостью органов местного самоуправления городского округа (муниципального округа)

53,4

72

1.6

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)

54,7

44

В администрацию ЮМО от населения округа в 2021 году поступило 632 обращения. Общее количество вопросов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5% (в 2020 году – 772).

Наиболее многочисленной группой обращений, как и в прошлом году, являются вопросы жилищно-коммунального хозяйства – 290. Количество вопросов увеличилось по сравнению с 2020 годом на 21 (269 вопросов).

Также для населения актуальными остаются вопросы по хозяйственной деятельности. Количество обращений составило – 291 (в 2020г. - 218 вопросов). Вопросы касались оформления земельных участков и сроков оформления документов, а также транспортного обслуживания сельских жителей (изменение расписания маршрутов).

С 2020 года организовано оперативное реагирование на обращения, размещенные в социальных сетях, в том числе на личном сайте Губернатора Кемеровской области – Кузбасса С.Е.Цивилева, за 2021 году отработано 76 обращений, поступивших в социальные сети.

Для более полного и объективного рассмотрения обращений граждан главой округа, председателем Совета народных депутатов, заместителями главы, начальниками управлений администрации округа активнее стали использовать выездные комиссии, что позволяет непосредственно на месте лучше разобраться в ситуации и оперативно принимать те или иные решения.

Социально – экономическое развитие Юргинского муниципального округа определяется совокупностью внешних и внутренних условий, одним из которых является демографическая ситуация.

На 1 января 2022 года численность постоянного населения округа составила 19744 человек 20112 человек, за год население уменьшилась на 368 жителей (в 2020г. – на 356 жителей). Основным критерием снижения численности населения является естественная убыль и отток населения.

Уменьшение числа жителей округа обусловлено преобладанием естественной убыли населения (умирает людей больше, чем рождается), а также миграционной убылью. За 2021 год число умерших превысило число родившихся на 310 человек, или на 108 человек выше 2020 года. Одним из факторов растущей смертности является заболевания сердечно - сосудистой системы и онкология. Миграционная убыль составила 84 человека, но уменьшилась относительно 2020 года - 54,5% к прошлому году. Отток граждан из округа продолжается.

Для стабильного развития Юргинского муниципального округа и достойного проживания людей, необходимо проведение мероприятий по улучшению демографической ситуации.

В целях повышения показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального округа необходимо принимать меры по увеличению собственных доходов и оптимизации расходов бюджета, созданию условий для привлечения инвестиций, формированию альтернативных источников пополнения доходной части бюджета, продолжить работу по недопущению возникновения кредиторской задолженности по оплате труда (включая начисления на оплату труда) предприятий и муниципальных бюджетных учреждений, по повышению показателя удовлетворенностью деятельностью органов местного самоуправления Юргинского муниципального округа.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Для муниципального бюджета задача энергосбережения особенно актуальна в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

В Юргинском муниципальном округе реализуется муниципальная программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергетической эффективности Юргинского муниципального округа». Основными целями программы является:

- минимизация расходов бюджета по оплате энергоресурсов с помощью проведения энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса;

- внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета на предприятиях коммунальной инфраструктуры;

- установка приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии), стимулирование энергосбережения в ЖК сфере и бюджетной сфере.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах за 2021 год составила: электрической энергии 821,3 кВт/ч на 1 проживающего; тепловой энергии 0,332 Гкал на 1 кв. м. общей площади; горячей воды 27,23 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 35,31 куб.м. на 1 проживающего. По всем показателям за год наблюдалось снижение потребления энергоресурсов в МКД. Сетевого природного газа в муниципальном образовании нет.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов бюджетными учреждениями в 2021 году составила: электрической энергии 180,52 кВт/ч на 1 чел. проживающего; тепловой энергии 0,2 Гкал на 1 кв.м. общей площади, горячей воды 0,747 куб.м. на 1 проживающего; холодной воды 1,265 куб.м. на 1 проживающего. Здесь также по всем позициям в 2021 году наблюдалось снижение потребления энергоресурсов.

Для дальнейшего сокращения энергетических ресурсов и снижения расходов бюджета на их потребление необходимо проведение мероприятий в сфере ЖКХ:

- разработка схем теплоснабжения;

- разработка схем водоснабжения и водоотведения;

- проектирование, строительство, реконструкция котельных и сетей теплоснабжения, с применением энергоэффективных технологий, материалов и оборудования.

В организациях бюджетной сферы:

- установка приборов учета электроэнергии, холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии во всех муниципальных учреждениях;

- ремонт систем отопления горячего и холодного водоснабжения зданий муниципальных учреждений;

- повышение тепловой защиты зданий муниципальных учреждений (приобретение материалов, ремонт и утепление кровли чердачных помещений, фасадов, дверей, установка оконных блоков).

В жилищном фонде:

- установка общедомовых и индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и приборов учета тепловой энергии.

В целом, основные показатели развития Юргинского муниципального округа, достигнутые в 2021 году, свидетельствуют о положительной динамике в развитии экономики и социальной сфере муниципального образования. Ситуация в экономике, социальной сфере и организации муниципального управления оставалась стабильной, имела развитие, что позволит создать в 2022 году и планируемом периоде 2023 – 2024 годах условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения.

 

Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления Юргинский муниципальный округ